Подъемники или автовышки: мнение профессионалов

  • 15.07.2014
Стоит проехать пару километров по центру Москвы, как обязательно наткнешься на автовышку. Расставив для устойчивости лапы, она стоит, гордо подняв пару рабочих на высоту 5-6-го этажа. Внизу оператор контролирует подъем и движение кабины. Наверху рабочие что-то замазывают на фасаде. Эта привычная картина совсем скоро может стать сюжетом для открытки в стиле ретро. На смену универсальным, маневренным и таким привычным автомобилям с поднимаемой площадкой идут специализированные подъемники. И хоть сами «ходить» они могут лишь на небольшие расстояния, их поступь это, похоже, не остановит.

Столь привычные пока автовышки практически безраздельно господствовали в своем сегменте рынка последние 30 лет. Все – от замены лампочки в фонаре дорожного освещения до ремонта фасада и подъёма рабочих на крышу склада – делалось с их помощью. Но время универсальных механизмов проходит. Теперь автовышки активно вытесняются коленчатыми, ножничными и телескопическими самоходными подъемниками. Специализация, безопасность и стоимость эксплуатации оказываются на стороне более продвинутой дизельной и электрической техники.

Дошло до того, что крупные арендные компании, ведущие игроки рынка России распродают имеющиеся в наличии автовышки. Машины продаются фирмам, специализирующимся на оперативном и относительно простом ремонте. Ниша автовышек достаточно быстро сокращается. Теперь в крупном парке строительной или арендной техники считается оптимальным иметь одну автовышку на 15-20 подъёмников.

 Автовышки активно применялись в строительстве и ремонте с середины прошлого столетия. Мобильность и универсальность обеспечили этому типу машин высокую популярность в СССР. Но времена и приоритеты меняются. Новые заказчики во главу угла ставят экономическую эффективность и безопасность технологий. Так что в России 21-го века автовышки уже можно назвать пережитком советской эпохи.

 По мнению директора по развитию компании ТДМ, Александра Белла, Россия повторит путь стран Западной Европы, где специализированные подъемники стали одним из самых массовых типов строительной техники. Пока еще наше отставание по модернизации парка составляет даже не сотни, а тысячи процентов. Но это временное явление. В ближайшие десять лет стоит ожидать роста парка подъемников в 10-20 раз. При этом парк автовышек сократится на 20-25 процентов.

Современные самоходные подъемники представляют собой технологичные конструкции. Подъемники мобильны, требуют минимальной площади, передвигаются практически по любой поверхности и, наконец, безопасны в эксплуатации. Но главное – при выполнении многих монтажных и ремонтных работ затраты на их использование гораздо ниже. При этом неважно, приобретаете ли вы подъемник в собственность или берете его в аренду. Экономия достигается главным образом за счет сокращения затрат на обслуживающий персонал. Если за автовышкой закреплены обычно 1-2 специалиста, то подъёмниками управляют сами строительные рабочие.


Сравнительный анализ автовышек и подъемников

1. Ценообразование – основной фактор выбора подъемников при работе на открытом пространстве. Необходимость оплаты сертифицированного специалиста делает аренду автовышки весьма дорогой – стандартный 8-часовой рабочий день стоит в среднем 8 тысяч рублей. Аренда аналогичного подъемника за сутки составляет в среднем 4 тысячи. Хотите работать на автовышке в 2 смены – платите двойную цену. Подъемник оплачивается за полный день, так что легко посчитать, насколько он дешевле в аренде.

2. Автовышки достаточно сложны в управлении. Для проведения работ требуется выделенный оператор. К тому же он должен пройти обучение и получить специальный документ, подтверждающий его право управлять автовышкой. Подъемником же может управлять непосредственный исполнитель работ, причем для этого не требуется наличие специальных “водительских прав”. Обучение работе на подъемнике желательно, но занимает в зависимости от модели от 3 до 8 часов.

3. Из-за своей громоздкости автовышки практически нельзя использовать в помещении, в условиях ограниченного пространства или плотной городской застройки. По своим размерам конструкция просто не поместится в отведенное для нее место. Современные подъемники имеют небольшие габариты и могут быть оборудованы различными типами двигателей. Например, для внутренних работ используются машины с электродвигателем с питанием от массивных аккумуляторов, которые к тому же утяжеляют основание подъемника. Подъемнику не нужно «раскидывать лапы», он устойчив сам по себе.

4. На стройплощадках применение автовышек тоже может быть затруднено. И причина этому – проходимость. Для колесного автомобиля, на шасси которого стоит автовышка, она относительно невелика. К тому же наклон затрудняет размещение дополнительных опор автовышки. Таким образом, автовышки можно применять только для работ на твердом и ровном грунте. В отличие от вышек коленчатые подъемники на гусеничном ходу легко проедут даже по бездорожью. Они могут работать на любом покрытии, к тому же им не нужны какие-либо специальные опоры.

5. Необходимость использования опор делает автовышки статичными в работе. Сместиться на 15-20 метров для автовышки целый технологический процесс: опустить платформу, поднять опоры, переехать, разместить опоры, поднять платформу… А вот подъемники без труда перемещают грузы и людей непосредственно во время рабочего процесса. Это значительно, в некоторых случаях на порядок, экономит время, а, следовательно, и деньги – особенно, если вы взяли коленчатый подъемник в аренду и для вас ценен каждый час.

6. Грузоподъемность автовышек достаточно невелика – они способны транспортировать материалы общим весом до 200 кг, в то время как самоходные подъемники способны поднимать грузы весом до 450 кг. К тому же платформы многих моделей подъемников имеют большую площадь. Сочетание большой площади и грузоподъёмности позволяет использовать подъемники для доставки наверх сложного и тяжелого оборудования вместе с бригадой специалистов.

7. Кроме того, у различных типов автовышек имеются свои специфические недостатки. Так, локтевые автовышки нельзя использовать для работы на малой высоте, так как первая секция имеет достаточно высокий подъем. Альтернативой могут стать телескопические автовышки, но они не имеют возможности движения в горизонтальном направлении. Да и их аренда будет стоить гораздо дороже, в то время как аренда самоходных подъемников обходится значительно дешевле.

8. И последний аргумент в пользу подъемников – безопасность. Конструкция подъемников Haloutte, например, предусматривает защиту от всех критических ситуаций. Автоматика машины не допустит перегруза и других нештатных ситуаций. У автовышек с защитой «от дурака» все не так радужно. Поэтому к каждой вышке прилагается сертифицированный специалист и лишние расходы – см. пункт 1.


Делаем выводы


Конечно, автовышки до сих пор занимают определенную нишу на рынке. И эта ниша сохранится в обозримом будущем. Быстро приехать на место, оперативно заменить и отремонтировать что-то на высоте – многие сервисные и ремонтные работы именно таковы. Автовышки по-прежнему будут актуальны при монтаже наружной рекламы, на части работ в жилищно-коммунальном хозяйстве, при спиливании веток деревьев, замене ламп освещения и т.д.

 Но при необходимости проведения строительных или ремонтных работ большого объема, работ в помещениях целесообразно использовать ножничные или коленчатые подъемники. Эта техника имеет небольшие габариты, хорошую устойчивость и обладает прекрасной маневренностью. Используя в работе подъемник, вы сможете работать как на больших строительных площадках, так и в закрытых помещениях.

В компании ТДМ вы можете взять в аренду самоходные подъемники, соответствующие всем нормам безопасности. Мы предлагаем оборудование от ведущих производителей Европы, что гарантирует высокое качество всей спецтехники – как новой, так и б/у.