Обзор рынка строительных подъемников в России за последние 5 лет.

  • 15.07.2015

Российский рынок самоходных подъемников, который начал формироваться в начале – середине 2000-х годов, по-прежнему сильно уступает развитым рынкам стран Западной Европы и Северной Америки. Они, сформировавшись, соответственно, в 70-х и 60-х годах ХХ столетия, находятся в стадии зрелости. Российский же рынок пребывает пока в стадии формирования и становления. Это означает, что фазу бурного роста ему еще предстоит пережить.

Начав своё бурное развитие с приходом 2000-х годов, рынок активно прибавлял, по 25-30% объема в год, вплоть до разразившегося мирового экономического кризиса 2008 года. Пиковым годом развития можно считать 2007 год, хотя и 2008 год был для данного рынка весьма успешным. Объем данного рынка тогда оценивался примерно в 60-70 миллионов долларов в год. Затем, упав примерно на 30-40% в конце 2008 – 2009 году, на протяжении порядка 2 лет рынок находился в нижней точке. С 2011 года рост возобновился и сохранялся на протяжении 3 лет, вплоть до 2014, когда экономическая ситуация в России заметно ухудшилась и рынок из фазы бурного развития скатился если не к стагнации, то к гораздо более скромным темпам развития. Но что примечательно, в отличие от многих других смежных отраслей (например, аренда землеройной техники), где можно наблюдать мощнейший спад, где банкротства и закрытия арендных компаний наблюдаются, можно сказать, в массовых масштабах, рынок подъемников продолжает наращивать свои обороты, пусть и не так активно, как полутора-двумя годами ранее. В настоящий момент его можно оценить на уровне в 80-90 миллионов долларов в год. Но это далеко не предел. Потенциал его в разы больше.

В Северной Америке и Западной Европе насыщенность самоходными ножничнымиподъемниками составляет примерно 1 машину на 1000 человек населения. Так, парк Великобритании (население 65 миллионов человек) насчитывает порядка 60 000 самоходных подъемников. Примерно на таком же уровне насыщенность в Германии, Нидерландах, Франции, Италии, скандинавских странах. В России же насыщенность отстает даже не на порядок, а существенно больше, в десятки раз. При этом Россия входит в десятку крупнейших экономик мира, и по ВВП на душу населения отстает от ведущих экономик уж точно не в десятки раз. Использование современных технологий при строительстве и обслуживании зданий постепенно ведут к росту потребности в данной технике и росту объема рынка ее предложения.

Прогнозы развития рынка подъемников

По прогнозам, данный сегмент будет расти на протяжении как минимум 10 лет с темпами до 15-20% в год. Существующий объем парка может прирасти в 3-5 раз. Об этом свидетельствуют оценки как независимых экспертов, так и представителей производителей данной техники (Национальный арендный журнал, май 2015 г). Таким образом, рост объема до уровня 300 - 400 миллионов долларов в год – это весьма вероятная перспектива ближайших 8 – 10 лет. Для этого нужны лишь стабильно благоприятные условия развития экономики страны в целом.

Если говорить о производителях, то легко увидеть, что отечественных массовых производителей данных машин пока не наблюдается. На рынке доминируют 3 игрока – французский Haulotte – абсолютный лидер российского рынка в данном сегменте с долей рынка более 60%, а также JLG и Genie (оба – США). Также на рынке представлены известные во всем мире Manitou, NiftyLift, SkyJack, Dino и другие бренды.

Факторами роста рынка самоходных строительных подъемников можно считать степень активности промышленного строительства, доступность финансовых ресурсов для игроков рынка, уровень развития технологий строительства и обслуживания зданий.

Не все производители могут «похвастаться» наличием своих подразделений с офисами продаж, складами техники и, что самое существенное, развитой службой сервиса и поддержки с наличием склада запасных частей. Неудивительно, что Haulotte, обладая всем перечисленным, завоевал себе статус лидера российского рынка, выйдя на него со всем перечисленным выше в середине 2000-х годов.

Аренда строительных подъемников

Большинство присутствующих на рынке России подъемников принадлежат арендным компаниям,  что отражает и общемировую тенденцию. Аренда обладает неоспоримыми преимуществами: нет необходимости отвлекать существенные средства на непрофильные активы, возможность довериться профессионалам, получив гарантированную сервисную и информационную поддержку эксплуатации техники, возможность пользоваться всем разнообразием предлагаемого спектра подъемников (а сегодня это уже сотни моделей с разнообразными характеристиками, позволяющими удовлетворить практически любые запросы эксплуатантов). Число арендных компаний в России пока невелико, и львиная доля техники (до 90% всего российского парка) сосредоточена в парках топ-5 компаний, специализирующихся на деятельности данного профиля. На развитых же рынках количество операторов аренды исчисляется даже не сотнями, а тысячами на отдельно взятую страну. Таким образом, в ближайшем и среднесрочном будущем мы сможем наблюдать появление на данном рынке новых игроков наряду с ростом и развитием существующих. Примечательно также, что Россия повторяет общемировую тенденцию и в том плане, что большая, существенно более половины, часть парка находится во владении и управлении специализирующихся на аренде именно подъемников компаний (так называемых «специалистов»). «Универсальные» же арендные компании, как и во всем мире, уступают по совокупному размеру своего парка подъемников «специалистам».

В заключение хочется отметить, что самоходные подъемники обладают рядом неоспоримых преимуществ как перед строительными лесами, так и перед автовышками: быстрота установки в рабочее положение, мобильность, возможность управления самим же выполняющим работы рабочим-оператором, возможность подъема грузов, часто отсутствие необходимости устанавливать опоры, возможность перемещаться при поднятой стреле (в отличие от автовышек) и т.д. В итоге все это ведет к повышению эффективности труда, росту скорости выполнения работ и снижению издержек.


Возможно Вам будут интересны статьи: